Не кратко о том, как мы съездили в Башкирию. Женская версия. Часть вторая

Продолжение рассказа о нашей поездке в Башкирию. Начало тут

4 день. Пасека, первый галоп и соленые рыжики.

Оказалось, что намеченной бани сегодня не будет. А будет выезд на маршрут. Дожди на горе Шатак, которые могли помешать нам на него взобраться, прошли. Поэтому надо собирать вещи и отправляться в путь.

Завтракали пшеничной кашей, которую я всегда считала ячневой 🙂 После завтрака отправили Антона и Вову чистить посуду, в которой готовили на огне, от гари. Вернулись они с чистыми казаном и ведром и черными-черными руками.

SONY DSC
Чистить посуду от копоти в холодной воде — не самое приятное занятие

Перевернули палатки вверх дном — чтобы подсохли, рассовали вещи по сумкам и стали ждать приезда УАЗИКа.

Палатки прилегли отдохнуть 🙂

Мы с Антоном решили прогуляться до соседней стоянки — полюбоваться на скалы. Вернулись в аккурат к приезду машины.

IMG_1852_новый размер

Загрузили вещи, оседлали коней и около одиннадцати отправились через Агидель на новую стоянку.

День был солнечным, очень быстро потеплело. Я сняла куртку и перчатки, разгоряченная осенним солнцем. Лепота! Рысь уже не казалась мне чем-то страшным и я наслаждалась конной прогулкой и окружающей нас природой. Правда, отбитые части тела до сих пор не слабо болели.

На одном из полей кони пошли галопом. Вот это было круто! Просто слов нет! Скорость, что аж дух захватывает. И совсем не страшно и не хочется цепляться за седло, боясь упасть. Уууух, вперед, Василек! Зато Лена к галопу не была готова —  до меня доносились возгласы типа: «Ааа, что это? Ааааа!!!! Ленаргооо!!!». Позже и ей галоп понравился, а вопли поменялись на: «Ууу, круто, давай, Ленаргоооо!!!!».

Так мы шли около двух часов — шагом, рысью, изредка догоняя остальных галопом. Один раз остановились для фотосессии — дядя Коля с фотоаппаратом резво проскакал по кругу, щелкая затвором. Пара снимков даже получилась 🙂

Самый выгодный ракурс!

По пути встречались нам маленькие ручейки и речушки, через которые кони шли с неохотой — в них были острые камни. А каких размеров грибы мы видали! Одной такой шляпой наверняка можно было накормить всю нашу группу во главе с инструкторами. Кстати, дядя Коля рассказывал о том, что до нас два заезда питались в основном грибами — на завтрак, обед и ужин. А нам лучше — у нас был барашек, которого мы даже и половину еще не съели.

Пришли мы на паскеку, которая раположилась у кромки леса. А напротив пасеки раскинулся большой луг, поросший травой. На его территории было несколько построек, в одной из которых мы и нашли приют на два оставшихся дня. Это был не маленький добротный деревянный дом, довольно светлый и уютный. В нем был большой стол со скамьями, умывальник с раковиной, печь, кресло-качалка, места для отдыха и даже газовая плитка с двумя конфорками. Правда, электричества не было, что нас немного расстроило — цифровая техника почти села. На стенах висели рога, а над спальными местами — голова лося. Убогонькая, правда, но все же. Даже знамя марксизма-ленинизма присутствовало. Интересные у хозяина представления о дизайне 🙂

SONY DSC
Лена, щенок-попрошайка и наш домик
Интерьер домика на пасеке

Оставив в доме вещи, мы бросились на улицу, чтобы осмотреть новые места. Сразу же к нам подскочили два щенка, которым явно не хватало внимания, уж очень они были приставучими.

IMG_9350_новый размер
Ксюша и щенок

Привязанная в бревну, по лугу ходила пони по имени Милка с длинной челкой и темными умными глазами. Рядом лежало заготовленное сено, которое местные лошади периодически подъедали. Кроме этих местных жителей бегали тут и там молодые курочки, индюки, в загоне мы видели свиней. Правда, близость пасеки сказалась на количестве пчел и ос, которые летали не только на улице, но и забивались в дом.

SONY DSC
Местная банда смотрит на нас с подозрением
IMG_9018_новый размер
Кокетка-Милка
IMG_9395_новый размер
Вкусная трава!
Местные мимоходом подъедают сено 🙂

Какой там вид! Сразу за краем луга начинается лес, а за ним, вдали, голубеют горные хребты, чуть подернутые дымкой. Такой простор — дух захватывает. И лошади, которые кажутся совсем игрушечными на фоне пейзажа — местная банда, которая сторонилась наших коней.

Лена и Вова с Ленарго и Миражом
IMG_9376_новый размер
Балдежные кони
IMG_9417_новый размер

Но, хватит любоваться, надо готовить обед. Решили варить плов по рецепту Дашиной мамы. Праздно шатающиеся пошли расседлывать коней, а мы хлопотали над обедом и пили чай с пряниками, а Дашка — с батончиком «Nuts» (у нее был полевой запас из десяти штук, который она ела весь маршрут). Ксюша сделала салат «из того, что было» смешав консервированные кукурузу, горошек, фасоль, и свежую капусту.

Плов получился вкусным и сытным, я наелась от души, рискнув закусить рыжиками собственной засолки (я слышала о том, что заядлые грибники прямо в лесу присыпают рыжики солью и через 30-40 минут едят, а тут целых два дня засолки!).

После обеда мы гуляли по окрестностям, пройдя насквозь луг и, перебравшись через ручеек или речушку, оказались на другом лугу, где росли наши старые знакомые дождевики, мухоморы и обабки. А я гуляла и чувствовала тяжесть в желудке, и думалось мне, что съела я слишком много плова…

Прогулявшись, стали вчетвером играть в подобие волейбола. Причем начали довольно большим кругом, а закончили на расстоянии в метр друг от друга. Оказывается, так играть даже веселее — успеваешь отбить мяч оппоненту даже легким взмахом кисти. Наверное, со стороны действо это выглядело немного странным, но было здорово!

Дальше играли в карты, пока раскочегаривался мангал у домика. С нами играл дядь Коля, который утверждал, что не умеет. Ага, мухлежник тот еще 🙂

Тут я решила прилечь: внезапно очень сильно устала и замерзла. Поплелась в домик и залезла в спальник, хотя душа рвалась на улицу, к остальным. Но от мыслей о шашлыке становилось плохо и тошнило. А в домике сгущались сумерки и угол с печкой совсем уже провалился во мрак. Тихо, спокойно, но не спится — мутит. Съела зачем-то таблетку мезима. Не помогло — желудок болел все сильнее и подкатывала тошнота. С неохотой вылезла из нагретого спальника и поплелась в вечернюю прохладу. Ребята тем временем нажарили опостылевших шашлыков и перебирались в домик — на улице стало совсем темно. Лена с Вовой захотели романтики и засветло поставили себе палатку во дворе — неинтересно им было спать в домике. Ко мне привязался белый надоедливый щенок, который сейчас меня совсем не заботил — тошнота стояла комом в горле. Поела грибочков, блин… И собаки почему-то залаяли — страшно. А вдруг волк из леса выскочит?

Когда вернулась в домик — трясло меня знатно. Налила себе кислого чая и потихоньку цедила, слушая, как ребята играют в Контакт. Мой словарный запас заметно расширился благодаря этой игре) Марина тоже плохо себя чувствовала и пила жаропонижающее. Обидно болеть, ведь тур такой короткий!

5 день. Большой Шатак, медвежьи следы и новые «вертолеты»

На сегодня был запланирован самый длительный радиальный переход — мы шли на гору Шатак. Прямо с утра уселись играть в карты, пока некоторые досыпали.

После завтрака и утренних сборов-таки отправились в путь. Большая часть дороги шла на подъем (в гору ведь поднимались). И, чем выше мы забирались, тем холоднее и тяжелее становился воздух. У меня мерзли пальцы и нос, сидеть было не очень удобно — болтало из стороны в сторону. Я побаивалась, что вчерашнее отравление от тряски мне снова аукнется, но все обошлось. Тяжело было и лошадкам — они громко дышали и стали совсем мокрыми, вспотев от подъема, который, как мне казалось, никогда не кончится. Василек периодически громко фыркал, фыркание других лошадей отзывалось эхом. Ленарго снова отставал, Василек, поджидая, когда я ослаблю поводья, на ходу пытался наесться травы))

Дорога вверх

Первую остановку сделали на одной из стоянок. Мы побежали фотографироваться — кто-то с дядь Колиным ружьем, кто-то у небольшого ручейка, а любители природы естественно фотографировали природу. Жаль, что было довольно пасмурно, но это не беда — главное, дождя не было.

IMG_9132_новый размер

Когда дошли до самой высокой точки Шатака, небо прояснилось и выглянуло солнце — красота! Хребет очень красивый, он будто ощетинился острыми кинжалами сланцев, на которых там и тут растут пестрые лишайники.

Вот такое разноцветие

Поднимались на вершину без лошадей. Я несколько раз подскользнулась, а запыхалась так, будто бежала кросс. Шатак вообще как будто свален из плоских плит, на которые наступать нужно очень и очень осторожно, иначе можно кубарем скатиться вниз. Нетренированные ноги иногда отказывались идти дальше. Зато инструкторы, очевидно привыкшие к этим подъемам, поднялись быстрее всех и отправились кушать бруснику, которая росла прямо на склоне.

IMG_2044_новый размер

Но какой вид открывается с вершины! Дух захватывает! Голубые дали кажутся бесконечными, в небе можно раствориться, и дышится так хорошо, как не дышится больше нигде. Где там заканчивается эта даль — неведомо — нечеткие очертания гор растворяются в пространстве.

SONY DSC
Дядя Коля и Ксюша к этой красоте привыкшие, поэтому тихонько собирают ягоды
А мы любуемся красотами
IMG_0623_новый размер
IMG_9195_новый размер
Панорама

Посмотреть полный размер на Яндекс.Фотках

По традиции (которую я не очень-то понимаю), на самой высокой точке хребта (1271,7 метра над уровнем моря) торчит флаг, который немало успел обтрепаться. Поневоле почувствуешь себя царем горы 🙂

IMG_0609_новый размер
Покорители вершины

Потом мы пожевали горько-сладкую бруснику, которая тут совсем другая на вкус, чем та, которую я пробовала в наших лесах, и отправились в обратный путь.

SONY DSC

Оказывается, спуск еще тяжелее, чем подъем — трясет больше, коням идти тяжелее. К тому же, размытая дождями земля очень скользкая и лошади постоянно поскальзывались. Так, вторым «вертолетом» оказался Антон. Я даже не успела понять, как он оказался на земле (Малыш шел перед нами и поскользнулся на грязи). Но,к счастью, все обошлось без травм и ушибов. Правда, Малыш от Антона чуть не убежал, обрадовавшись неожиданной свободе.

А тут сбылись и Ленины страшные ожидания — в грязи мы увидели четкие отпечатки медвежьих лап. Но с тем, кто их оставил, мы так и не повстречались. Так что дядь Колин амулет в виде ружья очень хорошо работает!

Почти добравшись до пасеки, случилось еще одно падение — на этот раз из-под Вовы ушел Мираж, который чего-то испугался и понес галопом. Вова ушиб спину, хоть и мужественно об этом молчал.

Вот такой был день полетов!

На ужин мы ели баранью похлебку, которая, говорят, очень полезна, а халявщики вроде нас играли в карты.

6 день. Встреча с жеребцом, возвращение на базу

На утро снова был туман. Зная, что сегодня нам возвращаться на базу, мы с Леной пошли фотографировать лошадок, которые паслись в утренней прохладе. Ленарго наконец-то привык к своей всаднице, как и она к нему и спокойно разрешал себя гладить. Лена говорит, что она похож на «кролика с ушками». Видимо, необычные Лене кролики встречались))

За время похода мы стали заядлыми картежниками. Утро без игры — плохое утро, поэтому мы снова играли в карты.

IMG_0652_новый размер
Дашин неслабый веер 🙂

А потом Дашка придумала новое развлечение. Возле домика, укрытые пленкой, немаленькой горкой лежали седла. «Давайте через них прыгать». А давайте! После этой народной русской забавы Дашка ходила, прихрамывая на одну ногу. Развлечение удалось!

Новый вид спорта!

После ходили по лугу и обнимались с конями, которые стойко это терпели (видимо, понимали, что скоро наш тур заканчивается).

DSC00128_новый размер

Пока ждали Уазик, начал моросить дождик. Это был первый раз за весь поход, когда я достала дождевик. И то ненадолго.

DSC00163_новый размер

Загрузив вещи в машину, мы отправились в последний переход, на базу. Распогодилось, то и дело выглядывало солнышко, я даже сняла ветровку, чем напугала Сокола. Даша сказала, что я конеед: была красная, а тут бах — и стала серая. Конеед — это все, что угодно, чего может напугаться конь: человек, медведь, дерево, камень…

По дороге нас поджидала еще одна опасность — мы повстречали небольшую группу кобыл и жеребца. Что в этом опасного? А вот что — жеребец ревностно охраняет свой «гарем» и может принять нас за врагов, которые посягнули на его красавиц.  Даже может напасть. Понятно, что инструкторы знают, как вести себя в этой ситуации, но может статься, что мы, неопытные чайники, можем и не удержать своих лошадей. А тут как в случае с медведем — унесет тебя конь-огонь за тридевять земель, и ищи-свищи тебя по степям да лесам. Но нам повезло — обошел нас красивый жеребец кругом, пересчитал, да ушел восвояси.

По дороге я перебрала все песни, которые шли на ум — сегодня особенно хотелось петь почему-то, видимо, «про запас» — когда еще я в лесу окажусь? Иногда приходилось переходить ручьи, в которые Василек шел без особой охоты, а Ленарго жадно начинал пить, снова отставая от группы.

DSC00196_новый размер

Ближе к Каге начал встречаться мусор, даже одежда валялась. Видимо, не всем туристам везло не встретить медведя 🙂

Перейдя реку, оказались в Каге. В голове грустные мысли — ну вот и кончилось наше приключение. Василек бодро вышагивал — видимо, рад вернуться домой.

DSC00263_новый размер

А вот и деревянные постройки Тенгри с коновязью. Расседлываем коней, выбираем из гривы остатки репьев. Серега трогательно прощается с красавцем-Раджой, обещая вернуться. Василек косит глазом на мой карман — не осталось ли в нем печенек? Нет, не осталось…

Отпускаем коней пастись, сдаем снаряжение. На базе куча народу — выходные все-таки. Шумят, жарят на улице шашлык, смеются. А нам немного грустно. Вот не знают они, как нам было здорово. Начинаешь чувствовать себя аборигеном, видавшим многое. В голову закрадываются мысли о том, что нужно обязательно сюда вернуться, о чем мы весь оставшийся вечер и говорили. Я покупаю у администратора магнитики для мамы (она — фанат), на кухне покупаем свежий мед — нельзя же вернуться из Башкирии без меда!

Вечером — ужин: пюре с минтаем, салат из помидор и печенье с конфетами к чаю. После ужина — баня. Как хорошо помыться после пятидневной прогулки!

Собравшись в столовой, пьем чай и отгадываем оставшиеся две загадки Ксюши, правда, последняя дается с трудом. Глядя на фотографии, коих на стенах очень много, разговариваем о том, что здорово здесь встретить Новый год. Серега встречал и ему очень понравилось.

В комнате смотрим фотографии, копируем из друг у друга. Архив получился большой — около 12 гигов. Правда, наш старший Сергей был очень недоволен многими фотографиями, ну да и ладно — мы же не профессионалы и фотографируем на память, а не для выставок. Умаянные, ложимся спать. Мне спится беспокойно, Антону ни с того ни с сего становится плохо.

7 день. Дорога домой.

Утром еле разлепляем глаза. Антон до сих пор зеленый после веселой ночи и я серьезно переживаю, что за руль придется садиться мне (а я это не очень люблю).

Завтракаем. Собираем вещи. Прощаемся с инструкторами. Вся наша группа уместилась в две машины. Серега обещает проводить нас до Уфы и показывать дорогу. До новых встреч, Тенгри!

IMG_0686_новый размер

База быстро исчезает, утонув в тумане. По дороге иногда останавливаемся, чтобы пофотографировать ( по дороге в Тенгри мы не останавливались, чтобы не тратить время, а виды там красивые).

Серега показывает место, где продают пихтовое масло и лечебные бальзамы — закупаемся, перекусываем яблочными слойками и шашлыком и едем дальше.

SONY DSC

Расстались с Серегой на развязке у Уфы. Едем дальше, дальше и дальше… Возвращаемся домой уже в темноте, налюбовавшись из машины на красивый закат.

В общем, это было чудесное приключение и прекрасный отдых. Хочется вернуться на Тенгри еще, и не раз. Всем советую. Конечно, кого не смущают походные условия, не пугают лошади, вероятность встречи с медведем, кто не боится пить воду из реки, готовить еду на огне и спать в палатке. Нас все это не пугает и мы очень довольны, что съездили в дружелюбный Башкортостан. А еще мы познакомились с замечательными людьми! Спасибо, Тенгри!

Оригинал статьи выложен на сайте Сакумы.